Приватизация чердака над квартирой

Иногда жилье на верхних этажах имеет свои плюсы. Если квартира в многоквартирном доме находится на последнем этаже, появляется возможность увеличения площади за счет чердачных помещений. Приватизация чердака над квартирой имеет немало плюсов, и сделать это не так сложно, если знать нюансы добавления приватизируемых квадратных метров. Особенность оформления чердака в том, что он относится к общедомовому имуществу, что требует от собственника квартиры дополнительного согласования, ведь без него использование чердака будет считаться самовольным захватом площади.

Подлежит ли приватизации чердак?

К общедомовому имуществу относят лифт, лестницы, подвальные и чердачные помещения и коридоры. Любой самовольный захват будет расцениваться как нарушение, и при выявлении у нарушителя отнимут захваченную площадь и обяжут возместить ущерб.

Чтобы оценить перспективы приватизации чердака, следует изучить законодательство, имеющее отношение к приватизации нежилой площади. Согласно ст. 36 ЖК РФ, общедомовое имущество – лестничные площадки, шахты лифта, чердачные помещения – относят к собственности жильцов, которые вправе поручить управляющей компании обслуживать собственность.

Закон позволяет оформить приватизацию на чердачное помещение, правда пройти процедуру решаются единицы, а именно, собственники квартир на верхнем этаже, обустраивая мансарду или переоформляя квартиру в двух-ярусный объект.

Для чего приватизируют чердак?

Расширение площади квартиры влечет за собой удорожание рыночной стоимости квартиры, которая находится на верхнем этаже. Некоторым важнее организовать зону отдыха, проведения досуга.

Иногда причина банальна – за счет чердака увеличивают площадь недвижимого объекта, получая дополнительную выгоду при продаже.Приватизируемые чердаки подходят и для сдачи внаем, включая аренду в коммерческих целях предпринимателям или организациям.

Переоформленные в личную собственность площади под крышей уже не могут использоваться другими, в том числе, администрацией по месту жительства.

Когда можно приватизировать?

Чердачные помещения входят в состав общедомового имущества, т.е. принадлежат дому. Чтобы иметь право приватизировать новую площадь, необходимо обладать правом собственности на квартиру, которая находится на последнем уровне.

Подавать заявку на переоформление в частную собственность можно, если соблюдены следующие условия:

  • Площадь ранее не приватизировалась;
  • На рассматриваемой территории нет мест пересечения электропроводов, газовой трубы, водопровода;
  • Объект технически исправен, находится в удовлетворительном состоянии, не признан аварийным;
  • Жильцы снизу выразили согласие на передачу части общедомового имущества в частные руки.

Иногда наблюдается обратная ситуация, когда хозяин приватизированного чердака перестал его использовать.

У претендента на чердачное помещение есть два выхода:

  • Приобрести через договор купли-продажи.
  • Арендовать у текущего владельца.

В некоторых случаях все приватизационные мероприятия бесполезны, поскольку возникают важные факторы, запрещающие переоформление из муниципальной в частную собственность.

  1. В переоформляемом нежилом помещении присутствуют важные общедомовые инженерные коммуникации. Возникнут трудности с доступом к ним ремонтно-обслуживающих технических служб.
  2. Дом подлежит капитальному ремонту и поставлен на соответствующую очередь.
  3. Принято решение о сносе дома.
  4. Чердак успел переоформить в частную собственность другой, более расторопный хозяин.

Если выполнено хотя бы одно из этих условий, говорить о приватизации смысла нет.

Куда обращаться за приватизацией?

В силу особенного статуса приватизируемой территории, процесс не входит в число легких юридически значимых мероприятий. Прежде всего, предстоит получить согласование и разрешение от ряда городских инстанций, а также добиться согласия остальных жильцов.

Понадобится пройти несколько инстанций и административных органов, прежде чем получить выписку о переходе права собственности от муниципалитета к жильцу верхнего этажа.

Перед тем, как нести документы на регистрацию в Росреестр, предстоит пройти следующие службы и инстанции:

  • Жилищная инспекция при администрации;
  • Техотдел Роспотребнадзора;
  • Отдел архитектуры и градостроительства.
  • Госпожнадзор при Министерстве внутренних дел;
  • Газовая служба.

Помимо согласований понадобится подготовить техпаспорт (его заказывают отдельно от остальной процедуры, однако без него передать собственному другому лицу Росреестр откажется.

Описание процедуры

Если собственник квартиры горит желанием расширить собственные границы, стоит подготовиться к нескольким этапам:

  1. Уточнить право собственности и особенности помещения под крышей.
  2. Сообщить остальным собственникам помещений на общем собрании жильцов о планируемом переоформлении собственности.
  3. Согласовать будущую процедуру с владельцами других квартир.
  4. Выполнить план с описанием предстоящей реконструкции.
  5. Согласовать работы и изменения, оформить письменные разрешения.
  6. Провести экспертизу переустройства чердачной площади по аналогии с перепланировкой внутри квартиры.
  7. Подать документы в Росреестр (можно через МФЦ) на перерегистрацию нежилой недвижимости.

Самое сложное в этой процедуре станет даже не получение согласия соседей, сколько согласование реконструкции с серьезными инстанциями, которые будут определять, насколько изменения будут отвечать требованиям законодательства и строительным нормативам.

Сами работы по переустройству крыши также несут в себе риски, поскольку малейшее отклонение от плана или несоблюдение забытой нормы приведет к невозможности переоформления, когда все действия будут бесполезны.

Оповещение жильцов

Особенность чердака заключается в его принадлежности. Он не принадлежит кому-то одному изначально. Чердачные помещения входят в список общей собственности дома. Чердак, как и лестницы, и лифты, изначально принадлежит всем владельцам квартир в МКД, что влечет з собой необходимость согласования.

Помимо приватизации согласие жильцов спрашивают и в случаях коммерческой аренды недвижимости – квартир, нежилых помещений, частей общедомового имущества.

Чтобы общее собрание жильцов было проведено как следует, заинтересованный собственник заблаговременно рассылает сообщение о предстоящей встрече на собрании. Срок для оповещения – 10 дней накануне самой даты.

Проведение голосования

Само по себе собрание ничего не несет. Помимо оповещения о переустройстве необходимо провести голосование с фиксацией решений в письменной форме.

Когда такие темы заходят на общем собрании без несогласных или упорствующих не обойтись. Здесь придется проявить гибкость и убедительность, с индивидуальным подходом, выявляя выгодные аспекты согласия с передачей общедомового имущества одному из жильцов.

Получить разрешительную документацию

Список служб, которых предстоит пройти для согласования переоформления, обширен. Каждый из органов занять проверкой своих параметров. Для начала, предстоит нанести визит жилищному управлению, затем изучить нормативы и согласовать изменения с обслуживающей компанией и техинвентаризацией.

Подготовка проекта

Такие сложные проекты следует поручить лицензированным организациям, хорошо зарекомендовавшим себя на местном рынке.

Любая ошибка на данном этапе обустройства территории грозит привести к запрету приватизации.

При заказе архитектурного проекта будущий собственник чердака получит полные данные об объекте и технические характеристики.

Читайте также «Приватизация комнаты в коммунальной квартире

Согласование с администрацией

Когда план реконструкции готов, обращаются в надлежащие структуры при местной администрации. Обычно такие вопросы решает архитектурный (градостроительный) отдел.

Теперь уже сотрудники государственного органа проверяют, отвечает ли проект установленным российским законодательством нормам.

Проведение работ и получение новой техдокументации

После получения разрешительной документации в администрации по месту жительства приступают к ремонтным работам по обустройству чердака.

Все действия необходимо согласовывать с планом, утвержденным в администрации.

Когда все мероприятия завершены, приглашают специалиста из БТИ и получают новый паспорт на чердачное помещение, где будут отражены новые технические характеристики.

Переоформление объекта

Когда все согласования получены, и работы благополучно завершены, передают пакет документации в Росреестр для переоформления собственности. При посещении Росреестра понадобятся обновленные технические документы и документы-основания для изменений.

Какие документы понадобятся?

Для передачи в Росреестр собственнику обновленного помещения понадобится собрать 2 пакета, поскольку речь идет о собственности 2 типов – жилой и нежилой.

Для регистрации прав на чердак будущему собственнику понадобится:

  • Протокол собрания жильцов (копия) о согласовании передачи общедомовой собственности;
  • Согласие жильцов (оформляется в виде акта, в котором расписываются все остальные собственники помещений);
  • Полученное в администрации разрешение на проведение работ по реконструкции;
  • Акт исследования территории на пригодность (оформляет БТИ);
  • Справка из органов внутренних дел;
  • Информация о текущем собственнике жилья (муниципалитет);
  • Технический паспорт многоквартирного дома;
  • Экспликация;
  • Справка о технических параметрах чердака.

Вместе с документацией на чердачное помещение предоставляют:

  1. Технический паспорт жилого объекта на верхнем этаже;
  2. Выписка о праве собственности;
  3. Документ, на основании которого появилась собственность (договор о покупке, дарении, свидетельство о наследовании);
  4. Паспорт заявителя (+ копии).

Важно учитывать и соотносить сроки подготовки документации. Некоторые можно получить сразу, другие готовятся в течение месяца. Не стоит затягивать с оформлением, чтобы вписаться в сроки по регламенту.


Образец протокола общего собрания жильцов

alt: Скачать образец протокола общего собрания жильцов

Скачать образец протокола общего собрания жильцов



Образец технического паспорта многоквартирного дома

alt: Скачать образец технического паспорта многоквартирного дома

Скачать образец технического паспорта многоквартирного дома


Расходы на приватизацию чердака и сроки

Даже когда речь идет о бесплатной приватизации, следует считать этот процесс условным, поскольку предстоят расходы на подготовку документации (кадастровые документы, подготовка проекта, технического заключения). В результате, бесплатная процедура превращается в десятки тысяч рублей.

Точные суммы затрат зависят от региона оформления и сложности проекта. Например, в Москве техзаключение техника БТИ может доходить до 30-80 тысяч рублей, а проект по электроснабжению – от 40 тысяч рублей.

Поручая заботу по переоформлению документации сотрудникам специализированных компаний, следует готовиться к увеличению расходов без учета самих работ по переустройству.

Будущему собственнику чердака следует подготовиться к длительному процессу. Согласование, подготовка документации и сами работы занимают до нескольких месяцев.

Самые быстрые выполняют переоформление в течение пары месяцев, а другим требуется более полугода. Многое зависит от конкретной ситуации и сложностей при согласовании.

Решаясь увеличить стоимость собственности за счет присоединения приватизируемого чердака с последующих переустройством территории, следует учитывать массу нюансов, которые ждут в процессе следования алгоритму.


Источники

  1. «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ, Статья 36. Право собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме
  2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ, Статья 290. Общее имущество собственников квартир в многоквартирном доме


Другие статьи по теме

Приватизация дома с земельным участком

Приватизация аварийного жилья

Приватизация квартиры через МФЦ


Автор статьи Анастасия Захарова

Юрист по жилищному праву. Опыт работы в юридической сфере — более 10 лет. Специализируюсь на гражданских спорах в сфере жилищного и семейного права.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *