Приватизация квартиры через МФЦ

Прием заявок на получение прав собственности на муниципальное жилье осуществляется через несколько инстанций, в т.ч. и через многофункциональные центры. Приватизация квартиры через МФЦ значительно упростила порядок оформления за счет работы по принципу «одного окна». Вместе с тем она проводится с нескорыми отличиями в составе пакета документов, сроков исполнения и др.

Алгоритм действий

Поэтапность приватизации через МФЦ схожа с процедурой без задействования учреждения.

Этап I. Убедиться в доступности получения прав собственности

Существует перечень требований к заявителю и объекту недвижимости. При игнорировании хотя бы одного из них будет выдан однозначный запрет на приватизацию.

Заявитель должен:

  • Быть гражданином РФ и иметь вид на жительство в РФ;
  • Впервые принимать участие в приватизации.

Квартира должна:

  1. Быть собственностью муниципалитета или государства;
  2. Официально входить в состав жилого фонда;
  3. Находиться в удовлетворительном состоянии – ветхое и аварийное жилье не подлежит приватизации;
  4. Располагаться вне территории военного городка;
  5. Предоставляться в пользование на основании договора социального найма или ордера на вселение.

Также не получится приватизировать социальное (собственник – не муниципалитет, а органы соцзащиты) и служебное жилье. При этом запрета в отношении второй категории не существует, но, как правило, работодатель не дает согласия на отчуждение своего имущества.

ВАЖНО! Наличие задолженности по оплате коммунальных платежей не считаются основанием для отказа в переуступке прав собственности.

Этап II. Получение согласия и отказа от приватизации

Каждый жилец муниципальной квартиры имеет право на ее приватизацию, поэтому заявителю необходимо получить согласие всех зарегистрированных в квартире граждан.

Также следует получить отказ тех, кто не хочет участвовать в приватизации данной жилплощади. Мнения всех прописанных лиц оформляются официально и заверяются у нотариуса (платно).

Этап III. Подготовка документов

Многие считают, что этот пункт нужно ставить первым в списке действий, но в данном случае это будет неправильно. Без успешного завершения 2 предыдущих нет смысла в сборе документации.

В МФЦ подаются следующие документы:

  • Паспорт заявителя;
  • Договор социального найма или ордер на вселение в муниципальную квартиру;
  • Согласия и отказы всех жильцов, прописанных по данному адресу;
  • Заявление на предоставление услуги.

*При подписании заявления потребуется присутствие всех лиц с регистрацией в приватизируемой квартире, а значит – паспорт каждого из них (для детей до 14 лет – свидетельство о рождении).

Заявление

Оказание услуги по приватизации квартиры через МФЦ осуществляется на основании заявления. Документ составляется от имени 1 лица, даже если квартира приватизируется на несколько человек. В его тексте указываются:

  • Полное наименование отдела МФЦ, куда подается запрос;
  • Ф.И.О., адрес, контактный телефон обратившегося;
  • Полная информация о приватизируемой квартире (адрес, этаж, метраж и др.);
  • Основания для пользования муниципальной недвижимости;
  • Информация о наличии других лиц, зарегистрированных в квартире, их согласии на приватизацию заявителем, отказах от участия в процедуре (если таковые имеются);
  • Просьба о предоставлении разрешения на приватизацию;
  • Дата, подпись с расшифровкой;
  • Список приложений.

В конце документа, кроме заявителя, еще раз ставят свою подпись все прописанные жильцы независимо от участия в приватизации.

Доверенность

Параллельно заявитель должен составить и заверить у нотариуса доверенность, согласно которой сотрудник МФЦ наделяется правами на заказ и получение документов, необходимых для приватизации.

По степени наполненности полномочиями различают 3 вида:
1Одноразовая – для получения 1 конкретного документа;
2Специальная – для получения всех недостающих документов;
3Генеральная – для полного прохождения процедуры вплоть до получения Свидетельства о госрегистрации права собственности.

Независимо от категории доверенности ее текст должен содержать:

  • Ф.И.О., адресную и контактную информацию обеих сторон;
  • Предмет документа – подробный перечень полномочий, которыми наделяется доверенное лицо;
  • Срок действия документа;
  • Данные нотариуса, заверяющего доверенность;
  • Подтверждение доверителем того, что он осознает, что несет данный документ;
  • Подписи сторон.

Также схожая доверенность может понадобиться, если не все зарегистрированные в квартире лица смогут явиться в МФЦ для подписания заявления на приватизацию.

Этап IV. Регистрация заявки

Все документы подаются в МФЦ по месту расположения муниципальной квартиры. Это делает гражданин, от чьего имени составляется заявление на оказание услуги.

После регистрации заявки сотрудники учреждения соберут полный пакет документов и обратятся к собственнику жилплощади. В результате при отсутствии оснований для отказа заявитель получит договор о приватизации квартиры.

В противном случае через МФЦ ему будет передан соответствующий акт.

Обращение удаленно

С целью уменьшения очередей и снижения нагрузки на специалистов МФЦ предусмотрен удаленный способ подачи заявки на приватизацию.

Для этого нужно:

  1. Создать аккаунт на сайте «Госуслуги»;
  2. Выполнить вход в личный кабинет;
  3. В меню «Электронные услуги» и заполнить представленную форму;
  4. Отсканировать копии требуемых документов и загрузить в соответствующий раздел заявки.

Далее последует стандартная обработка запроса, о результатах которого сотрудники МФЦ сообщат заявителю, воспользовавшись контактными данными из заполненной анкеты.

Этап V. Регистрация имущественных прав

Завершением сделки по передаче прав собственности является внесение данных в ЕГРН. Для этого можно лично обратиться в Росреестр с полным пакетом документов либо также воспользоваться помощью МФЦ.

Читайте также «Сколько занимает времени приватизация квартиры

Сроки исполнения

С момента подачи заявки сроки выполнения услуги будут формироваться так:

  • Регистрация заявки – в день обращения;
  • Работа с запросом – до 2 месяцев;
  • Регистрация имущественных прав – около 10 дней.

До регистрации запроса на услугу в МФЦ количество затраченного на 2 первых этапа времени зависит от самого заявителя и родственников, проживающих с ним в приватизируемой квартире, от которых всегда удается сразу получить положительный ответ.

Также общие сроки могут увеличиться, если одним из них является несовершеннолетнее лицо. В этом случае согласие дает не сам ребенок и даже не его родители, а территориальные органы опеки и попечительства (на получение документа может уйти до 2 недель).

Поэтому положенные по закону 2 месяца в итоге могут увеличиться в несколько раз.

Стоимость оказания услуги

Услуга по посредничеству в приватизации оказывается на бесплатной основе. Также обращение в МФЦ позволит сэкономить на юридических консультациях и помощи агентств недвижимости, т.к. практически все действия по приватизации выполняются специалистами Центра.

Тем не менее потребуется внести оплату за оформление некоторых документов.

Приблизительная сумма расходов*:

  • Отказ от приватизации – 500-1000 руб.;
  • Доверенность – 500-1000 руб.;
  • Справка об отсутствии ранее приватизированного жилья* – от 500 руб.;
  • Выписка из ЕГРН – 300 руб.;
  • Технические документы на квартиру – от 1500 руб.;
  • Договор о приватизации – 1000 руб.

*На точный размер расходов влияет регион проживания и индивидуальные расценки нотариальной конторы.

**Количество документов данной категории формируется за счет 1 шт. на имя МФЦ и по 1 шт. на каждого жильца, который не сможет лично присутствовать при подаче заявления.

***Если право собственности получают и другие жильцы, то каждый из них должен предоставить данный документ. Соответственно, расходы увеличатся кратно количеству участников приватизации.

Помощь специалистов МФЦ в подаче заявки на регистрацию права собственности также не требует оплаты. Однако, за данную услугу взимается госпошлина непосредственно Росреестром – 2000 руб.

Приватизируя квартиру через МФЦ, заявителю не нужно разбираться в сложной документации. Это минимизирует риски возникновения ошибок при составлении полного пакета. А отсутствие оплаты дает данной услуге неоспоримые преимущества перед самостоятельным получением права собственности на муниципальное жилье.


Источники

  1. Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 N 1541-1
  2. Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 N 178-ФЗ


Другие статьи по теме

Сколько стоит приватизация квартиры

Приватизация квартиры с долгами по коммунальным платежам

Как узнать приватизирована квартира или нет


Автор статьи Анастасия Захарова

Юрист по жилищному праву. Опыт работы в юридической сфере — более 10 лет. Специализируюсь на гражданских спорах в сфере жилищного и семейного права.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *