Регистрация соглашения о выделении долей

Любая имущественная сделка оформляется в несколько этапов. Последним из них является регистрация соглашения о выделении долей или другого документа, на основании которого изменяется состав собственников.

Куда обращаться

Регистрацией имущественных сделок занимается Росреестр – специальная Федеральная служба.

Только она вносит сведения об изменении в составе собственников какого либо помещения или земельного участка в Единый Государственный Реестр Недвижимости.

Для получения услуги необходимо обратиться в местный офис учреждения или кадастровую палату.

Способы подачи заявки

Прямая регистрация имущественных сделок в Росреестре проводится несколькими способами:

  1. Лично;
  2. Почтой* (заказным письмом с описью содержимого конверта);
  3. В личном кабинете на официальном сайте Росреестра (нужна электронная подпись).

*Отправляются только копии документов, предварительно заверенные нотариусом.

Кроме того, существуют и сторонние организации, которые предлагают услугу регистрации. Однако, они являются лишь посредниками между клиентом и Федеральной службой. Коммерческие фирмы делают это за вознаграждение, но также возможно получить услугу и на безвозмездной основе.

Воспользоваться бесплатной помощью можно при обращении в территориальный МФЦ. Для этого нужно подать заявление и составить доверенность на сотрудника Центра, чтобы у того появились полномочия на запрос и получение документов обратившегося в других инстанциях.

Кроме того, безвозмездно помочь с регистрацией может и нотариус, который оформлял соглашение. Навязывание оплаты за данную услугу от его лица считается незаконным.

Что с собой взять

Для получения какой-либо услуги от государства требуется подать письменный запрос – заявление. Образец всегда можно получить в самом учреждении.

Но для регистрации соглашения также необходимо собрать пакет документов следующего содержания:

  1. Паспорт заявителя;
  2. Выписка из ЕГРН*;
  3. Основание для перехода прав собственности на объект недвижимости к текущему владельцу**;
  4. Выписка из лицевого счета;
  5. Соглашение о выделении долей, при необходимости заверенное у нотариуса.

*В ней указан действующий собственник, который и отчуждает долю в пользу заявителя.
**Договор купли-продажи, обмена, свидетельство о наследовании и др.

Если в сделке участвуют несовершеннолетние, то в некоторых случаях на ее проведение может понадобиться разрешение органов опеки и попечительства.

Также список может быть расширен за счет доверенности (подлежит обязательному нотариальному удостоверению), если какая-либо из сторон не принимает личного участия в оформлении сделки, а за него выступает доверенное лицо. Например, когда регистрация осуществляется через МФЦ, заявитель

Сколько стоит услуга

Заявка на регистрацию соглашения принимается только после уплаты государственной пошлины. На сегодня ее размер составляет:

  • 2000 руб. для физических лиц;
  • 22000 руб. для юридических лиц.

Обычно оплату совершает принимающая сторона, т.е. та, в чью пользу отчуждается доля. Но взять на себя данное обязательство может любое лицо, главное – договориться заранее и сделать это одним из пунктов соглашения.

Уплата госпошлины обязательна независимо от способа подачи заявки (лично, почтой, онлайн, через МФЦ или нотариуса). Полученная квитанция прилагается к общему пакету.

Сроки исполнения

Ч.1 ст.16 Федерального закона от 13 июля 2015г. № 218-ФЗ регламентированы сроки проведения регистрации соглашения – от 5 до 12 рабочих дней (т.е. выходные и праздничные дни не учитываются) с момента обращения.

Конкретные цифры зависят от способа обращения и сложности сделки. Например, при подаче заявки через МФЦ результат будет не ранее, чем через 9 дней. При отправке документов почтой сроки могут затянуться еще больше.

По окончании регистрации заявителю будет выдана выписка из ЕГРН, где он будет заявлен как собственник выделенной ему по соглашению доли. Данный документ понадобится в будущем, например, для продажи полученной недвижимости.

Могут ли отказать в регистрации

Несмотря на то, что государственные учреждения обязаны обслуживать население, могут возникнуть ситуации, заявка на регистрацию будет отклонена. Такое возможно в следующих случаях:

  • При неполном пакете документов;
  • При неверно заполненных документах или содержащих недостоверные данные*;
  • Когда заявитель не уплатил госпошлину;
  • Когда законность сделки не подтверждена нотариусом;
  • Когда при проверке поданной заявки комиссия обнаружит факты, подтверждающие незаконность проводимой сделки (обман несовершеннолетних, отсутствие согласия кого-либо из собственников и т.д.).

*Хотя бы по одному пункту.


Другие статьи по теме

Автор статьи Анастасия Захарова

Юрист по жилищному праву. Опыт работы в юридической сфере — более 10 лет. Специализируюсь на гражданских спорах в сфере жилищного и семейного права.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *