Сколько стоит приватизация квартиры

Граждане, заключившие договор соцнайма, имеют право проживать в квартире, но не распоряжаться ей. Для того чтобы стать полноправным хозяином квадратных метров, их следует приватизировать. Поэтому следует заранее узнать, сколько стоит приватизация квартиры на самом деле.

Несмотря на то что данная процедура предполагает передачу государственного или муниципального жилья в частные руки без оплаты, в действительности оказывается, что приватизация бесплатна лишь на бумаге.

Претенденты на получение квартиры в собственность должны помнить о том, что их ждут довольно серьезные расходы на оплату документов и госпошлины.

Расходы на документы

Для того чтобы рассчитать затраты на приватизацию, прежде всего следует узнать, какие конкретно документы для нее придется подготовить. В том случае, если претендент на квартиру занимается оформлением бумаг самостоятельно, то его расходы будут ниже.

В частности, основные расходы придутся на следующую документацию:

  1. техпаспорт на квартиру, который будет передаваться заявителю, с приложенным к нему поэтажным планом. Он заказывается в БТИ, куда гражданин должен предоставить квитанцию об оплате услуг по изготовлению необходимого документа. Документ будет готов через 10 — 14 дней. Чтобы получить его через неделю, придется доплатить. Следует учитывать, что стоимость техпаспорта устанавливается БТИ, причем цифры различаются в зависимости от региона. Обычно заказчикам приходится выкладывать сумму минимум в 2000 рублей.
  2. справка о составе семьи, которая выдается бесплатно. В ней должна быть пометка о предоставлении для приватизации;
  3. справка о том, что лицо ранее не получало жилье в порядке приватизации. Она также выдается бесплатно.
  4. выписка из реестра муниципального имущества предоставляется бесплатно. Заказать ее можно дистанционно через Госуслуги или же воспользоваться МФЦ;
  5. паспорта взрослых членов семьи и свидетельства о рождении для несовершеннолетних;
  6. кадастровый паспорт на объект. Оформить его можно через Кадастровую палату, в том числе посредством МФЦ. Для физлиц, согласно приказу Минэкономразвития РФ № 343 один экземпляр обойдется в 200 р., а за выписку в виде электронного документа придется заплатить 150 р. На изготовление документа уходит 5 дней.

В зависимости от конкретной ситуации могут понадобиться и иные документы, которые выдаются как на бесплатной основе, так и за плату.

Кроме того, гражданина ждут следующие расходы:

  • оплата госпошлины в 2000 рублей для оформления права собственности в Росреестре. При этом саму квитанцию о том, что пошлина уплачена, прикладывать не обязательно;
  • выписка об отсутствии задолженности за коммуналку. На практике, если имеются задолженности за ЖКХ, у граждан могут возникнуть проблемы с оформлением квартиры в собственность, несмотря на то, что их наличие не является основанием для отказа. В связи с чем нужно быть готовым оплатить все свои долги. К слову, согласно ст. 90 ЖК РФ, если оплата не совершается в течение полугода, то с жильцами могут расторгнуть договор найма и выселить, соответственно, получить жилище в собственность не получится;
  • заявление на приватизацию подается бесплатно, однако если приватизация происходит в судебном порядке, то истца ждет оплата госпошлины в сумме 300 рублей. При этом не исключены и иные судебные издержки
  • оплата штрафа за незаконную перепланировку. В том случае, если наниматели соцжилья осуществили незаконную перепланировку в квартире, например, расширили санузел за счет кладовки и тп., то нужно будет ее узаконить, прежде чем начинать приватизацию. Виновные лица могут быть привлечены к ответственности по ч. 2 ст. 7.21 КоАП, а соответственно с них будет взыскан штраф в сумме от 2000 до 2500 р. К слову, для того, чтобы по закону оформить перепланировку гражданам приходится платить несколько десятков тысяч рублей. В некоторых случаях заинтересованным лицам удается узаконить перепланировку в судебном порядке.

Читайте также «Приватизация квартиры с долгами по коммунальным платежам

Расходы на нотариуса

Оформление указанных выше документов претенденты на собственность могут поручить представителю, которым, как правило, выступает одно из лиц, участвующих в процедуре приватизации. Его полномочия должны быть закреплены в доверенности, которая, в свою очередь, заверяется нотариально.

Делается это для того, чтобы ускорить процедуру сбора документов или в том случае, если у некоторых членов семьи попросту отсутствует возможность заниматься приватизацией по состоянию здоровья или иным причинам.

Оплата услуг нотариуса составляет всего 200 рублей. Однако за техническую работу взимаются более крупные суммы, обычно в 1000 рублей или больше.

После того, как доверенность будет выдана, доверенное лицо, согласно полномочиям, перечисленным в документе, сможет ходить по учреждениям и собирать все необходимые для приватизации бумаги. Это позволяет получить пакет документов быстрее, а соответственно приблизить момент получения жилья в собственность.

К слову, нередко граждане поручают оформление приватизации юридическим фирмам, которые оказывают данные услуги. При этом стоимость работы специалистов организации зависит от тех полномочий, которые передает им по доверенности заказчик.

Если заказчик сам предварительно собрал документы и ему необходимо оформить договор передачи квартиры в собственность, то траты могут укладываться в 4 —5 тыс. рублей. А если клиент рассчитывает на полное сопровождение сделки, то тут сумма может возрастать до нескольких десятков рублей. При этом стоимость справок, выписок и госпошлин оплачивается отдельно.

Обращение в подобные организации позволяет гражданам сэкономить время на сборе документов и избавляет от необходимости ходить по инстанциям.

В нотариальную контору обращаются не только за оформлением доверенностей, но и в том случае, если один из членов семьи не желает участвовать в приватизации. По закону данная процедура возможна только раз в жизни, за исключением несовершеннолетних, ранее участвовавших в приватизации.

Если гражданин не желает реализовывать свое право, он вправе отказаться от процедуры. Однако его официальный отказ требует нотариального оформления, за которое взимается примерно 1000 — 2000 рублей.

Стоимость приватизации

Окончательная сумма трат на оформление приватизации будет зависеть как от количества необходимых бумаг, так и от числа участников процедуры. При этом порой получение части документов требуется от каждого члена семьи и в некоторых случаях оформляется один документ на жилплощадь.

Одни документы достаются бесплатно или стоят несколько сотен рублей, в то время как изготовление других выливается семье в крупные траты.

Если участники приватизации спешат с приватизацией, то в отдельных случаях можно ускорить получение нужного документа. Но тогда следует быть готовым к тому, что его стоимость существенно вырастет, порой разница составляет 10 тысяч рублей.

Как было отмечено выше, приватизация, согласно ФЗ №1541-1 от 1991 г., осуществляется на бесплатной основе. Это не означает, что у участников процедуры не будет сопутствующих трат.

Безвозмездность приватизации выражается в том, что гражданин получит жилую площадь в собственность без встречной выплаты ее стоимости.

Кроме того, за приватизацию не нужно будет выплачивать 13 % НДФЛ. Это объясняется тем, что согласно пп. 7 п.3 ст. 39 НК РФ, передача жилья, числящегося в государственном или муниципальном жилом фонде, лицам в порядке приватизации не считает реализацией товаров. Иными словами, при первоначальной приватизации жилья фактически отсутствует объект налогообложения на НДФЛ.

Таким образом, расходы на приватизацию могут быть довольно ощутимы для кошелька участников процедуры. Тем не менее они могут существенно сэкономить средства.

В частности, траты сократятся, если претенденты на квартиру будет заниматься сбором документов самостоятельно, не обращаясь в какие-либо организации или к нотариусу за оформлением доверенности. Но в таких ситуациях приватизация жилья затянется, поскольку хождение по различным учреждениям требует времени, равно как и изготовление необходимых документов.

Часть бумаг можно оформить вообще не выходя из дома, посредством использования портала Госуслуг. К слову, приватизация жилья должна состояться через 2 месяца после передачи в компетентный орган всего пакета документов. Однако на практике из-за множества факторов этот срок редко соблюдается.


Источники

  1. Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 N 1541-1
  2. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ, НК РФ Статья 39. Реализация товаров, работ или услуг
  3. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ, Статья 7.21. Нарушение правил пользования жилыми помещениями. Самовольные переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме
  4. «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ, Статья 90. Выселение нанимателя и проживающих совместно с ним членов его семьи из жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма


Другие статьи по теме

Как узнать приватизирована квартира или нет

Оспаривание приватизации квартиры

Доверенность на приватизацию квартиры, жилья


Автор статьи Анастасия Захарова

Юрист по жилищному праву. Опыт работы в юридической сфере — более 10 лет. Специализируюсь на гражданских спорах в сфере жилищного и семейного права.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *