Выделение долей по материнскому капиталу через росреестр

Выделение долей по материнскому капиталу через Росреестр является стандартным этапом в процессе оформления имущественной сделки. Однако, для этого требуется предварительная подготовка – как теоретическая, так и практическая.

Общие сведения

П.4 ст.10 Федерального Закона N256 обязует выделять доли в квартире, купленной при участии средств материнского капитала, на всех членов семьи (родителей и детей, в т.ч. и будущих).

Немедленное выделение долей неосуществимо, если:

  1. часть квартиры оплачена за счет действующего ипотечного кредита;
  2. недвижимость приобреталась по договору долевого строительства.

В таких случаях собственник составляет письменное обязательство и заверяет его у нотариуса.

Текст документа должен содержать гарантии выделить доли остальным членам семьи не позднее, чем через полгода (срок установлен законом) после устранения препятствий – кредит погашен, а дом официально введен в эксплуатацию. Только после этого допускается выделение долей.

Подготовительный этап

Для того, чтобы выделить доли через Росреестр, сначала нужно собрать пакет документов.

В него входят:

  1. документы, удостоверяющие личности родителей и детей;
  2. основание перехода права собственности на квартиру к действующему владельцу и выписки из ЕГРН или Свидетельство о госрегистрации;
  3. выписка о состоянии лицевого счета;
  4. технический и кадастровый паспорт.

Текущий список необходим для оформления документа, по которому будут выделены доли. Его следует сохранить, поскольку в дальнейшем он будет дополняться и использоваться для регистрации в Росреестре.

Документ-основание

Переход права собственности в данном случае осуществляется по безвозмездной сделке на основании договора дарения или соглашения.

Следует отметить, что приобретаемая недвижимость – не только улучшение жилищных условий детей, но и имущество, совместно нажитым родителями.

Поэтому сделка по выделению долей одновременно является разделом этого самого имущества между супругами. Соотвественно, для ее оформления лучше использовать соглашение.

В документе указывают:

  1. Ф.И.О. родителей и детей + реквизиты их паспортов и свидетельств о рождении (если несовершеннолетние еще не достигли 14 лет);
  2. сведения о жилье, в котором выделяются доли (этажность, площадь (общая и жилая), количество жилых комнат) со ссылкой на технические документы;
  3. кто собственник, на каких основаниях (указать реквизиты соответствующих документов);
  4. информация о предоставленном материнском капитале;
  5. кому и в каком размере (+ виде, если выделение происходит в натуре) переходит часть квартиры;
  6. кто оплачивает оформление;
  7. дата и подписи (за детей ставит отметку уполномоченное лицо – один из родителей).

Следует ответственно отнестись к составлению этого документа, т.к. он является основанием перехода прав будущим совладельцам.

При наличии ошибок, недостаточных или недостоверных данных Росреестр не зарегистрирует изменения в составе собственников, а значит – выделение долей не состоится.

ВАЖНО! Если жилье было куплено не только за материнский капитал, но и с привлечением иных, т.е. супружеских, средств, то соглашение обязательно заверяется у нотариуса.

Также проставление отметки необходимо, если параллельно с выделением долей детям оформляется раздел совместно нажитого супругами имущества.

Регистрация сделки

После того, как все документы собраны, а нотариус удостоверил сделку, нужно обратиться в Росреестр за внесением данных о выделении долей в ЕГРН. Для этого нужно:

  • уплатить государственную пошлину;
  • написать заявление* на оказание услуг и подать его в составе вышеназванного пакета документов.

*Рекомендуется заранее ознакомиться с требованиями по заполнению заявлений.

Также подать заявку можно удаленно – на официальном сайте Росреестра или Почтой России. В первом случае необходимо зарегистрироваться и войти в личный кабинет.

Еще одно условие – наличие электронной подписи, т.к. все документы будут отправляться в отсканированном виде.

Если заявка отправляется по почте (желательно заказным письмом), то в конверт нужно вложить опись пересылаемых бумаг.

Стоимость и сроки

Услуга регистрации имущественных прав оказывается Росреестром на платной основе. Для ее получения необходимо заплатить 2000 руб. Квитанция сохраняется и прикладывается к общему пакету документов.

На проведение всех манипуляций отводится около 10 дней. В течение этого времени Росреестр проводит поверку на наличие несоответствий в документах.

Особенное внимание уделяется целесообразности использования субсидии. Если в ходе анализа не будут выявлены какие-либо нарушения, то заявитель получит новую выписку из ЕГРН с обновленным перечнем собственников квартиры.


Другие статьи по теме

Автор статьи Анастасия Захарова

Юрист по жилищному праву. Опыт работы в юридической сфере — более 10 лет. Специализируюсь на гражданских спорах в сфере жилищного и семейного права.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *